- СТРОФА
СТРОФА́ (от греч. strophē, букв. поворот), в стихосложении группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из строфы в строфу. В античной поэзии С. организовывалась преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева строфа, сапфическая строфа), в новоевропейской упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями (см. Клаузула) и рифмами. Длина С. обычно достаточно невелика: она должна быть непосредственно ощутимой (от 2 до 16 стихов, редко больше); внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объема (напр., три 4‑стишия и 2‑стишие в Онегинской строфе), а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объема (запев и припев в песнях, С., антистрофа и эпод в античной хоровой лирике). Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому обычно С. тяготеет к синтаксической законченности, начальная часть С. приобретает повышающуюся интонационную антикаденцию, а конечная понижающуюся каденцию (т. н. Aufgesang и Abgesang нем.); построение С. стремится к различным формам симметричного параллелизма. Конец С. часто отмечается облегчением ритма: укороченным стихом, укороченным (мужским) окончанием, неполноударными строками. Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют связь с ними и в дальнейшем употреблении: так, 2‑стишия элегического дистиха служат знаком традиции античной поэзии, 2‑стишия александрийского стиха классицизма, 3‑стишия терцин «Божественной комедии» Данте, 4‑стишия 4343‑стопного ямба германских баллад, 8‑стишия октав Возрождения, 10‑стишия одических строф классицизма и т. д. Такие «твердые» строфы смыкаются с т. н. твердыми формами, в которых заданы не только строфика, но и объем стихотворения. Строфически организованные тексты противопоставляются «астрофическим», в которых группировка строк определяется не формальными признаками, а только синтаксисом и смыслом (например, «Илиада» или русские былины). Между строфическими и астрофическими текстами возможны промежуточные формы например, тексты со строфами непостоянной длины («Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова, где «строфоиды» состоят из неопределённого количества строк с дактилическим окончанием, замыкаемых строкой с мужским окончанием) или непостоянной рифмовки («Во глубине сибирских руд » А. С. Пушкина, где «вольные стансы» представляют собой 4‑стишия, но с различным порядком рифм).
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.